Назначение
кнопок.
Привычное
понимание кнопок – мотивация.
Это для тех, кто
хочет управлять другими.
И так как мы
занимаемся управлением собой, то разнообразия в кнопках у нас побольше.
Основное
предназначение кнопок (регуляторов, ручек настройки) – в управлении процессом.
Что подразумевает под собой управление? Запуск процесса, его изменение,
завершение. Какие же процессы любой из нас может запускать, изменять и
завершать?
1)
Восприятие
2)
Эмоции
3)
Чувства
4)
Мышление
5)
Поведение
Все они
подконтрольны. Если всё идет замечательно: процесс и его результат нам
нравиться, то и изменять ничего, может быть, и не нужно. Если же нет (или хотим
улучшить что-то)… Стоит вмешаться и заняться сознательным контролем.
Итак.
1)
Восприятие.
Речь идет о том, что называют шестью «чувствами» (то, что психологи называют
модальностями):
·
Зрение
·
Слух
·
Осязание
·
Обоняние
·
Вкус
·
Вестибулярный
аппарат (расположение тела в пространстве, равновесие)
Перечисленное
необходимо нам для получения информации об окружающем мире. Чем здесь можно
управлять? Актуально для самого восприятия – вниманием и памятью. На что
направить внимание, насколько сконцентрировать или, наоборот, распределить его,
сколько модальностей задействовать. Сколько информации и каким именно способом
запоминать. Методики развития внимания и памяти широко известны. Приведем здесь
лишь наиболее популярную технику – таблицы Шульца для тренировки концентрации,
распределения и переключения. Программу с таблицей можно скачать в «Каталог
файлов к руководству».
Для развития разных видов памяти также существуют соответствующие методики.
Что наиболее
интересно в восприятии – работа с субмодальностями. По-русски – с теми
характеристиками восприятия, которые определяют наше отношение к явлению или
объекту. Об этом чуть позже – в теме о чувствах.
2)
Эмоции.
О них уже упоминалось в статье «Энергия». И это действительно энергия в самом
простом виде. Две разновидности этой энергии представляют собой то, что мы
называем инстинктом самосохранения: страх и гнев.
Если мы можем
справиться с источником опасности, мы реагируем гневом (и проявляем это в
нападении на источник опасности). Если не можем – страхом (и убегаем от
источника).
Радость – отсутствие
опасности и обретение желаемого без предполагаемых затрат энергии и времени.
Печаль – отсутствие опасности и отказ от желаемого при обретении еще более
желаемого (переход в новое желаемое состояние). Эмоции запускаются
непроизвольно, как реакция на происходящее здесь и сейчас.
Еще одно важное
уточнение. Гнев и печаль направлены на прошлое, то что только что произошло.
Радость и страх направлены на будущее, на предполагаемые события.
Изменение
эмоций. Вряд ли кто-то захочет изменять эмоции радости и печали, так как они
приятны сами по себе. Поэтому поговорим об изменении страха и гнева. Хотя
принципы изменения (в случае необходимости) работают и для печали с радостью.
Начнем со
страха. Как уже упоминалось, страх – это реакция на предполагаемую опасную
ситуацию. Физиологически характеризуется выбросом в организм большого
количества адреналина. При слабой нервной системе (меланхолики) в поведении
проявляется оцепенением (вплоть до потери сознания), что у животных служит
самосохранению (хищники падаль, как правило, не едят). При сильной неустойчивой
нервной системе (холерики) характеризуется помрачением сознания
(неконтролируемая агрессия). При сильной устойчивой – бегством.
Самое важное! –
любая из этих реакций реально может спасти жизнь или здоровье, если им грозит
реальная опасность.
Еще важнее!! – адекватность
действий при страхе можно определить соотношением: (мои возможности справиться
с ситуацией)/(реальные последствия
предполагаемой опасности). Реальные последствия можно оценить заранее для
целого ряда однотипных ситуаций. Мои возможности зависят от того, какие умения
и навыки (доведенные до бессознательного, автоматического их использования) у меня
есть в арсенале.
И еще важнее!!!
– кроме физической угрозы (встречающейся в нашей жизни, к счастью, не так уж
часто) страх, в преобладающем большинстве случаев, вызывают возможные, вероятные ситуации, рисуемые
в нашем воображении. Проблема здесь заключается в том, что воображение создает
некую опасную ситуацию до момента максимального приближения опасности. Ситуация
в воображении, таким образом, не завершена. Страх не просто остается для данной
ситуации, но и распространяется на все возможные ситуации этого типа. Из
сказанного можно сделать вывод о способе контроля страха. То, что нам мешает –
то нам и поможет. А именно – воображение.
Как используем и
контролируем кнопку. Обязательно – признать свой страх. И признать, что
испытывать его – это нормально, страха нет только у лиц с патологией психики.
Доводим
создаваемое воображением представление опасной ситуации до финала (психологи
называют это завершением гештальта).
Вот возникла
опасность. Переживаем её. Делаем все медленно, очень медленно. Идем в
воображении дальше, чем останавливались до сих пор. Проживаем страх. Вот
события доходят до ключевого момента. Вот опасность воплотилась. Медленно.
Переживаем все, что мы видим, слышим и ощущаем в данный момент. Вот случилось
то, чего мы боялись. Что именно? Переживаем это. Медленно. Какие последствия
это вызовет? Здесь поможет метод «квадрат Декарта» (вместо троеточий вписываем
то, чего мы боимся):
Что случиться
если …
|
Что не
случиться если…
|
Что случиться
если не…
|
Что не
случиться если не…
|
И описываем то,
что случиться в позитивных утверждениях!
Что случиться если меня выгонят с
работы
У
меня появиться возможность найти работу еще больше устраивающую меня
|
Что не случиться, если меня выгонят с
работы
Не
придётся выслушивать бред начальника ежедневно с 8.00 до 17.00
|
Что случиться если меня не выгонят с
работы
Буду
продолжать заниматься тем, чем занимаюсь сейчас (в плюсе – стабильность)
|
Что не случиться, если меня не выгонят с работы
Не
испытаю растерянности и не буду метаться в поисках – где бы найти источник
дохода
|
Например:
Обратите
внимание на то, что в любом случае вы в выигрыше, что очень важно.
Вышеописанная
работа с воображением и обязательным
доведением пугающего нас события до финала с рассмотрением его последствий и
проживанием страха до завершения страшного события – это работа с самим
страхом.
И не зря было
упомянуто соотношение наших возможностей и угрозы. Чем шире наши возможности,
тем больше соотношение в нашу пользу. Прожив ситуацию до конца, вы теперь знаете,
что именно поможет вам справиться с тем, что вызывает страх. Какие ресурсы вам
для этого нужны? Какие умения и навыки вам помогут? И эти умения очень даже
стОит довести до уровня неосознанного поведения. И не меньше трех кардинально
различных способа действия в ситуациях, вызывающих страх.
Например, в
ситуации физической угрозы нападения в темном переулке:
1.
Умение
наносить физические повреждения нападающим таким образом, чтобы лишить их
возможности продолжать действия.
2.
Вызвать
страх у самих нападающих («Вас конечно больше и вы меня можете легко избить, но
учтите что у меня СПИД и он пока не лечиться. И кто знает, кому из вас сегодня
повезет заразиться им от меня, пока вы меня бьете»)
3.
Нелепое
поведение, вызывающее отвращение: например – имитация пьяной рвоты или нелепые
телодвижения и мимика как у сумасшедшего.
Здесь, в
зависимости от ваших конкретных страхов – индивидуальный подбор необходимых
навыков и их отработка.
Отработали
навыки и опять переживание несколько раз пугающей ситуации, но уже с новыми
ресурсами, каждый раз с разными.
Контроль страха
необходим хотя бы потому, что при неадекватном или долгом его переживании
энергия уходит в страх и на остальное её уже просто не хватает, от чего
пострадает как минимум физическое здоровье. По этой же причине необходим и
контроль гнева
Переходим к
кнопке гнева
Как уже
говорилось, гнев направлен в прошлое, эту эмоцию мы переживаем по поводу уже
произошедшего.
Принципы работы
с гневом те же самые, что и со страхом. Переживаем до финала. Рассматриваем
последствия. Честно. Но внимание в «квадрате Декарта» уже обращаем на то, что
негативно скажется на нашей жизни. Ищем ресурсы в виде навыков и умений. И
разные три из них отрабатываем.
Небольшие
особенности в контроле кнопки гнева. Гнев стОит выражать, но… При выражении
гнева в словах говорим только о своих
переживаниях и только о поведении другого. Не наоборот. При выражении в
действиях задача – задействовать кисти рук (можно перебирать чётки, например).
И самое главное
в управлении страхом и гневом в тот момент, в который они испытываются: в
традиционной медицине (в истинном понимании этого слова, в медицине, которой
много тысяч лет) место средоточия эмоций – живот. Поэтому – дышим животом в
полной мере, непрерывно, постоянно во время переживания. Иначе живот станет
кладбищем эмоций, от которого будет идти амбре страха и гнева.
|